Get Adobe Flash player

Главное меню

Голосование

Вам нравится наш сайт?
 

Календарь

Тихие дети

Достаточно условно можно разделить детей на «шумных» и «тихих». Первых больше, но и тихих немало. Почему же дети становятся «шумными» или «тихими»? И как нам себя вести с теми и другими?

Наверное, многим родите­лям приходилось наблюдать в детском саду такие сцены. Привели в группу двух де­тей. Один устраивает исте­рику, ревет, бьет ручками и ножками... Конечно, малыша пытаются успокоить, приласкать. В общем, все внимание — этому юному скандалисту.

А в это время какая-нибудь тихая де­вочка, попрощавшись с мамой, сидит в уголке...

Лед и пламень

Только что эта малышка крепко-креп­ко и долго-долго обнимала свою маму. Однако сколько можно прощаться? Надо же и на работу успеть. Мама мяг­ко, но очень решительно отрывает дочь от себя, уходит, улыбнувшись и помахав рукой. Этого, впрочем, никто не видит, кроме самой Машеньки (так зовут нашу тихую героиню). Все заняты буйной скан­далисткой Соней.

Пока Соню успокаивают, стирают с ее красного личика слезки, поправляют на ней колготки и вообще возвращают ей нормальный человечес­кий облик, Маша сидит в уголке, сжавшись, сгорбившись, как старушка. Унылая и печальная. Но не плачет, ни о чем не просит. И никто на нее не обра­щает внимания. После зарядки и завтрака, на прогулке, Соня весело бегает, играет, замечательно себя чувс­твует. А Маша все еще уныла, хотя уже не так печальна. Она тоже играет, но вяло и не с другими детьми, а сама по себе. Просто копается в песочке.

Когда дети возвращаются в группу, оказывается, что Соня и Маша— подруги! В груп­пе они  играют вместе, у них один набор кукольной мебели и одна на двоих кроватка (хотя куклы две). Правда, если крот­кая Маша охотно уступает подруге, Соня может и вспылить.

Однажды Маша подошла к воспи­тателю и сказала:

— А знаете, Соня меня ударила!

Это она не жаловалась и не ябедни­чала: с горьким удивлением сказала. В смысле: чего же ожидать от людей, если даже лучшая подруга меня бьет!

Воспитатели  в группе довольны  Машенькой, ее не слышно, не видно, никаких проблем. Она послушная: что ни скажешь — беспре­кословно делает. Идеальный ребенок! С Соней — эмоциональной, капризной и взрывной — проблем хватает. Поэтому о ней обычно много говорят взрослые, она всегда на виду. А тихую, как мышку, Машеньку просто не замечают.

Многие дети психологически не устойчивы. Например, такие дети как, Соня «разрядив» свои отрицательные эмоции, они быстро успокаиваются и затем прекрасно себя чувствуют. Да, эмоции у них бурные, но кратковременные.

Поскандалив, поплакав, малыш часто через несколько минут уже весело бе­гает и играет. Получается, ему самому такая  эмоциональная разрядка не только не вредит, но даже в каком-то смысле приносит пользу. Он легко избавляется от своих отрицательных эмоций, выплеснув их вовне, и таким образом восстанавливает мир в своей душе.

Очень часто причина такого поведе­ния ребенка — повышенная эмоциональ­ная чувствительность, ранимость.

Такой ребенок обращает внимание на многое, чего большинство других детей не замечают, на какие-то вроде незначительные нюансы поведения.

Одна 3 летняя девочка наотрез отказывалась ходить в детский сад, потому что воспитатель по ошибке несколько раз ее неправильно назвала. Малышку зовут Тая. А воспитательница постоянно говорила: „Таня”.

Назвать ребенка не тем именем - значит символически отрицать реальность его существования! Тут есть на что обидеться! Но эта обида – на минуту, не больше. А вот Тая оказалась особо ранимой.

Тихие дети-интроверты очень часто не умеют проявлять свои эмоции, а потому эти эмоции (если они отрица­тельные) „разъедают” их души изнутри. Мы, взрослые, далеко не всегда об этом догадываемся.

Наоборот, у такого ребенка, как Соня, все наружу, все видно и понятно. Демонстрируя свои эмоции, такой малыш добивается еще и внимания взрослых, что для всех без исключения детей очень важно. Тихий ребенок страдает от недостатка внимания. Но так как он тихий, то не умеет привлечь к себе внимание — и от этого страдает еще больше. Получается замкнутый круг. Разорвать его можем только мы, взрослые.

Эмоции „шумного” ребенка яркие, но не­устойчивые, постоянно сменяют друг друга. Эмоции „тихого” могут быть очень длительными, но, не проявляясь столь ярко, они не привлекают нас, и мы о них не знаем.

Переживания „тихих” де­тей - даже совсем маленьких — бывают на удивление глубокими.

Тонкие, творческие натуры чаще по­падаются среди „тихих” детей. Из них могут получиться и неврастеники, а мо­гут — писатели, музыканты, ученые. Большинство „шумных” становятся „обычными” людьми. Они плывут по жиз­ни широкими взмахами, легко адаптиру­ются почти к любым внешним условиям и неплохо себя чувствуют. „Тихие” же, когда их что-либо ранит, норовят „уйти на дно” и спрятаться там в какую-нибудь норку, иногда — надолго.

Поскольку современное общество ориентировано на потребности боль­шинства, а большинство составляют „шумные”, то наши герои склонны жить на обочине общества, создавая для себя особые маленькие ниши. И начинается это уже в детском саду.

Еще одна проблема „тихих” — массовое воспитание и обучение в садах и шко­лах. В этих условиях „шумные” чувству­ют себя лучше. „Тихий” ребенок может хорошо учиться, но чувствует себя все же менее комфортно. Трудно, но интересно. Следует ли из всего сказанного, что быть „тихим” плохо, а „шумным” хоро­шо? Что „тихость” — это своего рода недостаток? Нет. Это индивидуальность, но не не­достаток. Многие деятели науки и культуры — это бывшие„тихие” дети. Они наблюдатель­нее, тоньше, а потому способны достичь успехов в интеллектуальной творческой деятельности.

„Тихие” дети лучше различают нюансы человеческих отношений, из них нередко получаются и хорошие психологи.

Такие люди менее склонны поддавать­ся нажиму извне, они внутренне упрямы, нравственно более стойки.

Так что проблемы „тихих” детей часто возникают из-за того, что мы не умеем с ними общаться и их воспитывать.

Нет никакого стандарта, под кото­рый нужно подгонять детей.Так что, если ребенок не создает шума, не плачет и не жалуется, это еще не зна­чит, что с ним нет проблем. Тихая вода глубока. Так ведь это и интереснее. У вас „ти­хий” ребенок? Радуйтесь этому: вам бу­дет интересно с ним!     

Больше внимания

Что стоит учесть родителям, если у них „тихий” ребенок?

Попробуйте понять, почему ма­лыш такой. Это темперамент или особая ранимость, неуверенность в себе или застенчивость?

Если ребенок не умеет проявлять эмоции, редко чего-то требует, постарайтесь научиться понимать, что ему нужно, без явных просьб с его стороны: это требует наблюда­тельности и внимания к малышу. „Тихие” дети часто страдают от недостатка внимания. При­влекать его криком и шумом они не умеют, а взрослые, занятые сво­ими делами, замечают детей только тогда, когда возникают проблемы. Поэтому к „тихому" ребенку следует быть особенно внимательным.

Не стоит заставлять кроху играть с другими: это еще больше оттолкнет ребенка от шумных игр. Однако очень часто такой малыш сам хотел бы побегать со всеми, но стесняется или боится. Тогда подтолкните его, но очень мягко, деликатно.

То, что ребенок „тихий” и медли­тельный, не должно вызывать отрицательной оценки („Ну что ты опять копаешься?!”, „Хватит уже сидеть в уголке, пошел бы побегал!”). Если малыш особо чувствительный, то под влиянием такого рода реплик он будет считать себя ущербным. А это ведь не так. Принимайте ребен­ка таким, какой он есть.

„Тихие" дети труднее привыкают к детсаду. А им-то он особенно нужен, ведь такой малыш трудно сходится с людьми, осваивается в но­вой обстановке. Хорошо бы заранее договориться с воспитателем о том, чтобы он учитывал индивидуаль­ность ребенка, уделял ему больше внимания, не травмировал резкими замечаниями, помогал втягиваться в общие дела и игры. 

Чтобы дисциплинировать „тихо­ню”, лучше апеллировать к его чувствам („Ты огорчил маму!”), а не заставлять что-то делать. Такие дети очень привязаны к близким, а кроме того, они вообще внешне послушные, хотя внутренне могут быть очень упертыми и самостоятельными. Давление на такого ребенка может привести к душевной травме.