Главное меню

Голосование

Вам нравится наш сайт?
 

Календарь

Russian Belarusian

Отголоски Чернобыля

 

26 апреля в 01 час 24 минуты произошел неконтролируемый рост мощности, который привел к взрывам и разрушению значительной части реакторной установки. Из-за взрыва реактора и последовавшего пожара на энергоблоке в окружающую среду было выброшено значительное количество радиоактивных веществ.

Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошла примерно за 40 секунд. Ликвидация последствий продолжается 37 лет. В 1986 году на карте вокруг взорвавшегося реактора был очерчена окружность радиусом 30 километров. Вся земля, попавшая в этот круг, считалась зараженной, непригодной для жизни. В Беларуси это 1700 квадратных километров – 92 населенных пункта, из которых были эвакуированы 22 тысячи человек.

С утра, 26 апреля, все дороги Чернобыля были залиты водой и непонятным белым раствором, всё было белым, все обочины. В город было стянуто множество милиционеров. Но они ничего не делали — просто расположились у объектов: почты, дворца культуры. Везде гуляли люди, маленькие дети, стояла сильная жара, люди ехали на пляж, на дачи, на рыбалку, отдыхали на речке у охлаждающего пруда — искусственного водохранилища близ АЭС.

В то время, как многие иностранные средства массовой информации говорили об угрозе для жизни людей, а на экранах телевизоров демонстрировалась карта воздушных потоков в Центральной и Восточной Европе, в Киеве и других городах Украины и Белоруссии проводились праздничные демонстрации и гуляния, посвящённые Первомаю. Лица, ответственные за утаивание информации, объясняли впоследствии своё решение необходимостью предотвратить панику среди населения.

При отсутствии каких-либо внятных объяснений со стороны властей эти слухи обрастали страшными, иногда далекими от реальности подробностями. Некоторые стали эвакуироваться самостоятельно, уезжая на время к родным и знакомым – подальше от атомной станции. Любые сведения об аварии в апреле 1986 опечатывали грифом «секретно» и сообщали только партийному руководству, военным и специалистам по гражданской обороне. Но радиоактивные облака остановить и засекретить было нельзя. Когда стало понятно, что о Чернобыле в самых диких красках рассказывают «вражеские голоса», партийное руководство распорядилось сообщить советскому народу об аварии. В нескольких всесоюзных газетах 29 апреля появились короткие заметки. А по Центральному телевидению СССР в программе «Время» сказали, что на ЧАЭС произошло ЧП, но все под контролем. На следующий день диктор в эфире продемонстрировал фото совершенно целого сооружения станции и объявил: никаких гигантских
разрушений нет.

Принятые в последующие дни меры по засыпке реактора инертными материалами привели сначала к уменьшению мощности радиоактивного выброса, но затем рост температуры внутри разрушенной шахты реактора привел к повышению количества выбрасываемых в атмосферу радиоактивных веществ. Выбросы радионуклидов существенно снизились только к концу первой декады мая 1986 года.

Вся земля, попавшая в этот круг, считалась зараженной, непригодной для жизни. В Беларуси это 1700 квадратных километров – 92 населенных пункта, из которых были эвакуированы 22 тысячи человек.

На заседании 16 мая правительственная комиссия приняла решение о долговременной консервации разрушенного энергоблока. 20 мая был издан приказ Министерства среднего машиностроения "Об организации управления строительства на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которым начались работы по созданию сооружения "Укрытие". Возведение этого объекта с привлечением около 90 тысяч строителей продолжалось 206 дней с июня по ноябрь 1986 года. 30 ноября 1986 года решением государственной комиссии законсервированный четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС был принят на техническое обслуживание.

Выброшенные из разрушенного реактора в атмосферу продукты деления ядерного топлива были разнесены воздушными потоками на значительные территории, обусловив их радиоактивное загрязнение не только вблизи АЭС в границах Украины, России и Белоруссии, но и за сотни и даже тысячи километров от места аварии. Радиоактивному загрязнению подверглись территории многих стран.

Наиболее обширные территории были загрязнены в Украине (41,75 тысяч квадратных километров), Белоруссии (46,6 тысяч квадратных километров), европейской части России (57,1 тысяч квадратных километров).

План эвакуации жителей 30-километровой зоны вокруг атомной электростанции был придуман еще за 20 лет до аварии, на этапе проектирования ЧАЭС. Другое дело, что никто не ожидал, что до этого когда-нибудь дойдет. В теории все работало отлично: население вывозят на три дня, за это время специалисты проверяют землю, воду и строения на
предмет радиационного поражения. Если нужно – проводят дезактивацию жилых домов и возвращают местных жителей обратно. Но эти планы нарушил масштаб аварии: во время взрыва ректора 90% ядерного топлива разлетелось над Европой. При этом радиация распространилась не «по плану», а крайне неравномерно. Далеко за пределами 30-километровой зоны нашлись территории, откуда людей надо было немедленно вывозить.

В России пострадали Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области. Хотя от Калуги до Припяти, к примеру, 540 километров по прямой. В БССР кроме пограничных с Украиной Брестской и Гомельской областей оказалась сильно заражена Могилевская область. Один из центров радиоактивного поражения – город Чериков – находится за 300 километрах от ЧАЭС. Сегодня в Могилевской области 1208 квадратных километров земли – тоже зона отчуждения.

Позже выяснилось, что в мертвой, отселенной 30-километровой зоне есть практически чистые, не тронутые радиацией места. Но тогда, в апреле 1986 года, даже специалистам не было ясно, насколько опасна вода в колодцах и реках; как долго можно находиться на солнце; поражены ли растения, которые едят не только люди, но и коровы, свиньи, овцы. В
общем, было решено эвакуировать все без исключения населенные пункты, попавшие в опасный круг.

В первые годы после катастрофы на загрязненной территории Беларуси было ликвидировано 54 колхоза и совхоза, закрыто девять пищевых заводов. Более 264 тысяч гектаров были исключены из сельскохозоборота.                             Но сегодня удалось вернуть к жизни около 15 тысяч гектаров земель. Рекультивацию «чернобыльских» территорий начали в начале 2000-х.
Госпрограмма по возрождению этих земель продолжается и сейчас. То, что на этой земле можно жить и выращивать урожай, доказали «самоселы». Так называли тех, кто или вовсе отказался эвакуироваться (их были единицы), или вернулся из эвакуации домой.

Так, устав жить в чужих домах, поступили колхозники из деревни Гдень. В сентябре 1986 года в родные хаты вернулось почти все население: «Сначала жили без электричества. Свет долго не давали. Приезжало начальство, люди спорили, доказывали. Потом приехали военные, замерили у нас тут радиацию и сказали, что у нас чисто. Так мы и остались. Потом всем дали документы, колхоз исключили из зоны».

«Анклав» среди 30-километровой зоны отселения, возможно, случайно оказался безопасным для проживания, но сейчас у Беларуси уже есть уникальный опыт, как возрождать и развивать эту землю, чтобы в конечном итоге не пропало ни гектара, на котором можно жить.