Последствия жестокого обращения с детьми в семье
Быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого тупика. И чувствуя своё бессилие, совершаете насилие в отношении собственного ребёнка. Тема нашего собрания очень важна – «Жестокое обращение с детьми».
Так что же такое насилие в семье? Это такой вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
- со стороны мужа по отношению к жене;
- со стороны жены по отношению к мужу;
- со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
- со стороны старших детей по отношению к младшим;
- со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам.
В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Жестокое обращение с детьми - это любая форма плохого обращения. Это когда:
- Ребёнка лишают родительской ласки
- Ребёнка не слушают
- Не заботятся о его здоровье
- Манипулируют ребёнком
- Не считают нужным отправлять его в школу
- Ребёнку показывают порнографические материалы
- Ребёнка оставляют без присмотра
- Ребёнка бьют, дразнят, унижают, оскорбляют
- Не заботятся о том, чтобы ребёнок был чисто одет и накормлен.
Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются:
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся от одного поколения к другому;
- нежелательный ребёнок;
-постоянные супружеские конфликты;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, финансовые трудности;
- критическая ситуация или стечение обстоятельств /смерть близкого человека и пр.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, т.е., его избиение. Это:
- удары по лицу;
- тряски, толчки;
- затрещины,
- удушения,
- пинки;
- заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
- избиение ремнём, веревками;
- нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Последствиями телесного наказания зачастую являются потеря в той или иной степени здоровья, вплоть до летального исхода.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний.
Следующий вид насилия - пренебрежение нуждами ребенка – Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке.
Пренебрежение – это:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Социологи и психологи утверждают, что сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- патриархально-авторитарный уклад;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.
Без сомнений, любой вид жестокого обращения с детьми, любой вид насилия нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье:
- развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости;
-объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
- агрессивное, преступное поведение детей;
- злоба и ненависть к старшим;
- сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Ребёнок, подвергшийся насилию:
- накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения;
- становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство;
- подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению;
- снижаются его способности /успеваемость/
- склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям;
- у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего дня.
Итак, вот они, четыре заповеди мудрого родителя
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на пианино», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!