Главное меню

Голосование

Вам нравится наш сайт?
 

Календарь

Russian Belarusian

Буллинг – многократное психологическое давление на человека, жертва которого испытывает постоянный стресс. Травля одного человека другим. Проявляется во всех возрастных и социальных группах.

Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. Буллинг не происходит, когда два человека с одинаковыми физическими возможностями часто спорят или борются, когда подзадоривание происходит в дружеской форме. Буллинг всегда имеет цель, затравить жертву, вызвать страх, унизить.

Существуют следующие виды буллинга:

Физическое насилие: избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки.

Эмоциональное насилие (психологическое): Угрозы, насмешки, присвоение обидных кличек, бесконечные замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей, высмеивание, оскорбление, унижение ученика в присутствие других детей, принуждение делать что-то, чего ребенок делать не хочет. Дискриминация, Нецензурная брань. Умышленное доведение человека до стресса, срыва.

Сексуальное насилие: Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым (учителем), или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей, или для получения выгоды.

Экономическое насилие: Порча и отнятие личных вещей. Вымогательство. Отбирание денег. Повреждение имущества.

Кибербуллинг:

А. Использование телефона, социальных сетей - 1.Систематически осуществляются анонимные звонки и отправляются оскорбляющего или угрожающего рода сообщения. 2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет. Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.

 Распространение непристойного видео и фото. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека.

Причины возникновения буллинга в образовательном учреждении:

Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Отсутствие контроля за поведением детей в перемены, свободное время.

Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.

Цель буллинга – за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.

В ситуации травли всегда есть:

«Агрессор» – человек, который преследует и запугивает жертву.

«Жертва» – человек, который подвергается агрессии.

«Защитник» – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

«Сторонники» – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

«Наблюдатель» – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.

Психологические портреты участников буллинга:

Часто буллерами становятся:

Дети, воспитывающиеся родителями-одиночкам;

Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;

Дети из властных и авторитарных семей;

Дети из конфликтных семей;

Дети с низкой устойчивостью к стрессу;

Дети с низкой успеваемостью

Буллеры – это:

- Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

- Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;

- Дети, стремящиеся быть в центре внимания;

- Дети высокомерные, делящие всех на «своих» и «чужих» (что является результатом соответствующего семейного воспитания);

- Максималисты, не желающие идти на компромиссы;

- Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя

ответственность за свое поведение;

- Дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.

Для буллеров характерны:

- Импульсивность;

- Раздражительность;

- Эмоциональная неустойчивость;

- Завышенная самооценка;

- Враждебность (агрессивность);

- Отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдении общепринятых норм и правил;

- Склонность ко лжи или жульничеству;

- На уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

- Манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;

- На его поведение поступают жалобы, как от детей, так и взрослых;

- Не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;

- Прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;

- Входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;

- Спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.

- Довольно часто к буллингу присоединяется группа преследователей, с которыми буллер осуществляет свою агрессию.

Как бороться с буллингом:

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то, прежде всего, нужно самому получить поддержку близких или психолога. Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.

Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно.

Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).

Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.

Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.

Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.