Главное меню

Голосование

Вам нравится наш сайт?
 

Календарь

Russian Belarusian

Согласно мнению психологов ребенок вырастет счастливым и спокойным лишь в той семье, где родители не скандалят и не ссорятся. Если дома царит негативная обстановка, он станет подавленным и несчастным, появится желание занимать в семье доминирующую позицию. Психологи советуют родителям не ссориться при детях и приложить максимум усилий, чтобы установить контакт с младшим поколением.

Для каждого ребенка общение с родителями играет важную роль. Дети должны понимать, что их мнение ценно для мамы и папы, а это значит, что они могут делиться своими мыслями, эмоциями и желаниями.

Отношения родителей и детей в семье должны быть гармоничными, а уровень этой гармонии напрямую зависит от старшего поколения.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

Далее рассмотрим несколько типов личности ребенка, который формируется при определенных условиях в семье.

Первый тип — «Я другой или не такой, как все». Одной из ведущих ценностей в семье, где воспитывается такой тип личности, считается материальное благополучие и комфортабельный быт. Представленные ценности у ребенка формируются, прежде всего, от стиля жизни и поведения его родителей, а также об этом достаточно часто ведутся «внутрисемейные» разговоры, проявляются эмоции и переживания связанные с этими ценностями.

В такой семье, как правило, господствует культ вещных, практических, а не личностных отношений. Поэтому ребенка, его достижения, оценивают с точки зрения не столько его личности, сколько достигнутого результата. Следовательно, это приводит к тому, что дети не выделяют себя из привычных синкретически целостных ситуаций, не осознают или недостаточно осознают себя через отношение к определенному содержанию. Также достаточно часто имеют место отрицательные оценки ребенка и строгие наказания. Ограниченность личностной культуры, замкнутость на круг интересов своей семьи приводят к тому, что у детей складываются низкие типы отношения к другим («Я — Другой»).

Второй тип — «Быть собой». При таком типе развития личности ребенка, можно говорить о том, что его окружение и, прежде всего, родители — любят постоянное разнообразие. Отношения в такой семье трепетные, пронизаны заботой и вниманием. Эта забота «выходит за рамки» семьи. Родители прививают ребенку, что нужно заботиться не только о своих родных, но и близких друзьях.

Дети в такой семье могут быть достаточно эмоциональными, как и их родители.

Детско-родительские отношения сопровождаются, иногда, «неадекватными» поступками. К примеру, часто ребенка наказывают за незначительный поступок или много ругают, а в некоторых случаях происходит все совершенно противоположно — ребенка положительно оценивают при малейшем успехе. Стоит отметить, что дети болезненно воспринимают конфликты, которые возникают между родителями и их близкими, сфера отношений для них становится действительно значимой.

Это, впоследствии, приводит к тому, что ребенок постоянно ждет похвалы, одобрения поступков, положительную оценку за малейшие успехи и даже может лгать, проявлять хитрость.

Стоит отметить, что в каждом из предложенных вариантов становления личности ребенка, его развитие, прежде всего, будет зависеть от родительской позиции. К примеру, отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, «отодвинутым» в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания. Ребенок может почувствовать себя не нужным и в том случае, если родители всячески уклоняются от его компании. К примеру, достаточно часто избегают с ним общения, не участвуют в игровой деятельности ребенка, постоянно заняты только собой и своими делами. Поэтому правильно-выбранные воспитательные позиции, в первую очередь, выражаются в восприятии ребенка как личности, точно определяют его позицию в семье, к правам и обязанностям ребенка относятся с уважением. Выделим тот факт, что современные семьи нередко выбирают демократический стиль воспитания и жизни, что обеспечивает по отношению к ребенку равноправную позицию. Такая позиция постоянно изменяется и на это влияет — возрастной фактор. Чем младше ребенок, тем больше ему уделяется внимания, соответственно, он занимает центральное место в семье и отношениях. В процессе взросления ребенок становится более независимым, у него появляются свои интересы, расширяется круг общения.

Таким образом, детско-родительская  взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.