Главное меню

Голосование

Вам нравится наш сайт?
 

Календарь

Russian Belarusian

«Скоро в школу!» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу.

Они начинают думать:

         готов ли мой ребенок к школе?

         хватит ли ему усидчивости? 

         как быть, если вместо положенных крючков сын или дочь выводит каракули?

         обучать ли ребенка чтению? и т.д.

Что же делать? По каким параметрам можно судить о готовности ребенка к школе? Тем более что многие родители имеют не совсем точное представление об этом термине.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Наиболее хорошо известна всем интеллектуальная готовность - это знания и умения ребенка. Однако это не только умение читать, писать и считать. Гораздо важнее уметь обобщать, сравнивать, анализировать. Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является овладение им связанной, грамматически и фонетически правильной речью. Умение не только понимать речь, но и самостоятельно строить предложения, уметь пересказывать и составлять рассказы. Невыразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, плохому усвоению знаков препинания, трудностям при чтении и запоминании стихов. Поэтому хорошо если ребенок:

         Выражает свои мысли ясно, четко;

         Передает связно то, что слышал, видел;

         Умеет выделить в рассказе главное;

         Передает рассказ по определенному плану.

Кроме того, очень важно, чтобы у будущего первоклассника была сформирована социальная позиция школьника. То есть, у вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:

         Способен выполнять требования взрослого, т.е. не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет;

         Может контролировать свое поведение, старается объяснить причины своих поступков;

         Умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми.

         Определить социальную готовность к обучению можно самостоятельно, для этого достаточно  понаблюдать за ребенком во время игры. Подчиняется ли он правилам игры, или навязывает свой стиль, умеет ли работать в группе, может ли он выполнять инструкции – все это поможет вам понять, как будет действовать ваш малыш в условиях группового обучения.

Психологическая готовность ребенка к школе, прежде всего, означает выраженное желание учиться, узнавать новое, т.е. если ребенок задает вопросы, любознательный, всем интересуется. Другими словами, такое стремление к познанию называется - учебной мотивацией. Спросите своего малыша, хочет ли он в школу и если да, то зачем. Если он готов пойти туда, потому что там много детей и весело, то ему может не понравиться учиться. Спокойно побеседуйте со своим ребенком:

         Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями.

         Вспомните радостные минуты своего школьного детства и свои огорчения.

         Постарайтесь школьные принадлежности покупать вместе.

         Расскажите, как приятно вам было идти в школу.

Безусловно, большую роль играет  здоровье ребенка, если есть какие-то проблемы, обязательно проконсультируйтесь у врача и предупредите учителя.

Особое внимание уделяется:

         Работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния;

         Развитию моторики и координации движения всего тела и особенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги, рисовать, клеить и лепить).

Итак,  психологическая готовность к школе включает:

         Желание узнавать новое;

         Способность преодолевать трудности;

         Умение вступать в контакт с новыми людьми;

         Развитие внимания, мышления, памяти;

         Развитие речи.

Вы должны помочь ребенку подготовиться к школе, развивая у него в ходе игровых занятий внимание, память, мышление, речь. Готовить руку к письму (в основном через рисование карандашом, вырезание сложных фигурок, лепкой). Также расскажите ребенку о правилах поведения в школе.

А если возникнут трудности, то надо решить для себя главное: или вы на стороне ребенка против его трудностей, или вы сторонний наблюдатель, или вы обличитель, а значит, на стороне трудностей и против ребенка? Какова ваша цель: уличить в незнании и неумении или помочь научиться? Важно сохранить у ребенка желание познавать, желание ходить в школу, желание делиться с самыми родными людьми своими радостями и горестями, сохранить радость жизни. Он все равно научится читать, писать и считать. Он может что-то не понять или забыть, но если он сохранит желание познавать, все остальное преодолимо.

Относитесь к своим детям с любовью и добротой, даже если они - причина ваших проблем. Берите пример с той ежихи, которая поглаживает своих ежат и приговаривает: «Да хранит Бог вашу шелковистую шерстку».

 

Ольга Шевцова,

психолог отделения

комплексной поддержки в кризисной ситуации