Главное меню

Голосование

Вам нравится наш сайт?
 

Календарь

Russian Belarusian

«Нет!» насилию в семье

Каждый родитель мечтает о счастливом будущем своего ребенка, и это счастье зависит от нас родителей. Родители для воспитания своих детей используют свои методы воспитания, кто-то это делает с любовью и лаской, а кто- то воспитывает в строгости, порой подвергая детей насилию.Порой родители просто не знают, как вести себя в той или иной ситуации, ведь у них уже сформировалась модель поведения, в которой присутствует насилие.

Насилие- это любые действия (или бездействия) родителей либо других взрослых, в результате которых причиняется вред физическому и психическому здоровью ребенка, а также создаются условия, мешающие его нормальному развитию. Существуют различные виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое и неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка.

Физическое насилие представляет собой нанесение ребенку различными предметами физических травм и телесных  повреждений. Травмы и повреждения могут быть результатом утопления, удушения, ожогов горячими предметами или жидкостями. По отношению к младенцам физическое насилие может проявляться в виде бросания (когда мать, разозлившись на плачущего ребенка, швыряет его в кроватку или коляску), ожогов горячими жидкостями(например, если ребенка купают в слишком горячей воде), а также  попытка удушения или отравления. Наверное, каждый из нас был в жизни свидетелем, когда мама на улице давала ребенку подзатыльник или шлепок по попе, за какую не будь провинность в воспитательных целях.Это и есть насилие над ребенком, но не которые родители так не считают, так как такие родителей в детстве сами  подвергались физическим наказаниям. В свое оправдание они говорят: «Меня в детстве тоже били, и это не повредило мне. Я вырос нормальным человеком». Однако психологи считают, что телесные наказания не  выполняют никаких воспитательных функций.Они становятся способом излить на ребенка свое раздражение, недовольство, плохое настроение, тем самым демонстрируют неумение взрослого справиться с ситуацией. Родители наказывают ребенка, думая при этом, что это научит его «правильному поведению», но, к сожалению, этот метод не работает, телесные наказания нарушают умственное и физическое развитие ребенка, снижается  способность к обучению.

Одним из проявлений физического насилия  по отношению к детям от 0 до 3 лет является  синдром встряхивания ребенка, под данным термином понимают травмы, которые родители или другие взрослые могут нести плачущему ребенку, стараясь успокоить его.К появлению синдрома  встряхивания могут  привести:интенсивное укачивание в кроватке-качалке, на руках, в коляске, подбрасывание ребенка вверх, бросание на какие- либо предметы или на кроватку, трясение за руку, плечо, ноги, сильный шлепок по ягодице, спине, встряхивание, чтобы разбудить. Все это родители делают, когда ребенок плачет,а они не могут его успокоить и чувствуют себя беспомощными. Такая реакция  дает выходу гневу и раздражению. К такому поведению склонны  женщины, страдающие  послеродовой депрессией. Синдром встряхивания ребенка может привести к инвалидности ребенка. Результатом может стать отек мозга, кровоизлияния в мозг и в сетчатку глаз. Сильное встряхивание  способно повредить спинной мозг ребенка и привести к параличу, перелому костей, слепоте, судорогам, задержке эмоционального и физического развития.

Психологическое насилие проявляется в недовольстве ребенком в постоянном  присутствующем у родителей ощущении, что он «не тот», «не такой».Порой родители к ребенку предъявляют завышенные требования.Например,мама  хочет  приучить 1,5 года   дочку не разбрасывать свои игрушки, чтобы она во время еды не пачкалась и не роняла еду на стол. У девочки  и не получается выполнять требования мамы и ее за это наказывают. Девочка пока не в состоянии делать, то, что в этом возрасте у ребенка не только начинают  формироваться навыки самообслуживания, и он еще не может самостоятельно убирать игрушки, одеваться, аккуратно есть и т.д. Родителям необходимо запастись терпением и всячески помогать ребенку, отмечая его каждый успех. Психологическое насилие опасно для маленьких детей: отсутствие эмоциональной близости и поддержки, враждебное или равнодушное отношение родителей  приводят к  задержке их физического и умственного развития.

Если родители не хотят или не способны удовлетворять нужды ребенка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, значит, ребенок подвергается виду насилия, который называется неудовлетворением основных жизненных  потребностей. Например, маленького ребенка не кормят вовремя или вообще забывают покормить, или готовят пищу, что полугодовалый малыш не в состоянии ее прожевать и проглотить, кормят не качественной пищей. Постоянное недоедание может привести к замедлению роста ребенка, повреждений головного мозга и даже умственной отсталости.

В медицинской помощи. Родители отказываются от необходимых прививок ребенку, когда он болеет, ему забывают давать лекарства,или дают не те лекарства, которые назначил врач: Если ребенок нуждается в медицинской помощи, то не обращается за ней. Потенциальным следствием подобных  действий может привести к хроническим заболеваниям или формирование стойкой инвалидности.

В одежде. Ребенка одевают не по сезону, и он мерзнет и простужается,или, наоборот, потеет; ребенок ходит в старой, грязной и рваной одежде.

В безопасности. Родители оставляют маленького ребенка одного дома или под присмотром братьев или сестер.которые немного старше, что может привести к травмам или гибели ребенка; малыша возят в машине без специального детского кресла или садятся с ним в машину к выпившему водителю. В любом доме существуют различные  угрозы для здоровья и жизни ребенка: острые углы, бьющиеся предметы, лекарства, бытовая химия и прочие небезопасные вещи, находящиеся в доступном для ребенка месте. Обязанность родителей- сделать домашнюю среду безопасной и постоянно следить за тем, чем занимаются дети.

В жилье.Жилье, в котором проживает семья непригодно для безопасного проживания(например, плохое отопление, неисправная электропроводка, грязь, антисанитарные условия, насекомые).

Как  родителям воспитать ребенка без насилия

Когда маленькие дети учатся говорить, они слушают своих родителей и стараются  повторять незнакомые слова. Ребенок запоминает не только слова, но и каким тоном родители это произносят. Ребенок старается взрослым подражать, копирует жесты, мимику,манеру говорить. Ребенок запоминает, с каким настроением родители уходят на работу, как общаются со своими друзьями, говорят ли «спасибо» друг друга,  обнимаются, проявляют ли взаимное  уважение.

Родителям следует помнитьчто уважение и внимание  вызывает в такую же реакцию. Если не прислушиваться к мнению детей, они не научатся воспринимать ваше мнение. Когда дети переходят границы дозволенного, пытаясь сообщить нам о своих потребностях, это не значит, что они «плохие». Скверное поведение ребенка, его капризы и поступки часто  являются поиском способов общения и призывом  и помощи, обращенным к родителям. Поэтому надо искать причину такого поведения, которой могут быть неудовлетворительная физическая или эмоциональная потребность. Часто причиной детских капризов являются непоследовательные поступки самих родителей.Сегодня ребенка за что-то наказывают, завтра – нет, дома все позволено, а в гостях - ничего. В данном случае ребенок сначала пытался подстроиться  под требования родителей, но не видя системы в их поведении. И тогда он чувствует смятение и страх. Если родители не предсказуемы в своих требованиях, ребенок будет пробовать разные способы поведения, чтобы понять на каком же способе поведения ему остановиться. Реакция родителей на один и тот же поступок  ребенка должна быть одинаковой  и стабильной не менее 5 раз подряд, чтобы можно говорить об эффективности  используемого метода воспитания. В первый раз ребенок может не услышать того, что ему говорят, во второй- оглянуться, в третий- понять, что он это уже слышал, и только в четвертый или пятый раз он может как-то  отреагировать.

Часто родителям не нравиться, что ребенок выражает злость,гнев, кричат. Родителям стоит помнить, что эмоции не бывают «правильными» или «неправильными», и нельзя ругать ребенка за их проявление. Если ребенок злиться, в его организме происходит выброс адреналина. Когда он дерется, толкает других, кусается, плюется или швыряет камни или другие предметы, потому, что не знает, как справиться со своими эмоциями. Родители должны в этом случае не ругать ребенка, а научить, как с ними справляться.Можно дать ребенку кусок пластилина, чтобы месить его кулаками, бумагу, чтобы порвать или комкать, подушку, чтобы поколотить по ней. Необходимо научить ребенка приемлемым способом выражать свое неудовольствия. Научить его словам описывающими чувства: злой, сердитый, усталый и т.д. Хвалите его, когда он говорит вам о своем огорчении. Родители должны помнить, что они являются примером для своего ребенка. Если вы в состоянии гнева кричите, не стесняясь в выражениях, и хлопаете дверью,  то ребенок будет  поступать таким же образом.

Родителям порой сложно контролировать свои эмоции на  проступки своих детей и если появляется желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, то попробуйте сделать следующее: выйдите из комнаты и позвоните кому-то из друзей; включите спокойную музыку; сделайте 10 глубоких вдохов и постарайтесь успоко­иться; затем сделайте еще 10 вдохов;пойдите в другую комнату и выполните какие-нибудь физические упражнения; примите душ;сядьте, закройте глаза и представьте, что находитесь в каком-нибудь красивом и приятном для вас месте.

Как ребенка приучить к дисциплине

Некоторые родители считают, что это до­стигается посредством наказаний. Но существуют разные способы: метод тайм-аут заключается в следующем: ког­да ребенок нарушает какие-либо правила, родитель спокойно напоминает: «Нельзя драться» или «Не таскай кошку за хвост». Затем он говорит: «Придется устроить тайм-аут», и отводит ребенка на заранее известное ме­сто (кресло, стул, диван). Ребенок должен оставаться там совсем недолго: для двухлетнего малыша доста­точно двух минут, для трехлетнего - трех. Родителю необходимо быть рядом с ребенком, не позволяя ему уйти с этого места. По завершении тайм-аута ребенок может вернуться к игре, но, если он нарушит правило вновь, тайм-аут необходимо повторить.

Похвала за хорошее поведение. Плохие поступки мы всегда замечаем, а на хорошие не обращаем внимания. Специалисты убеждены: закрепляется именно то поведение, ко­торое родители отметили (неважно, хорошее оно или плохое). Поэтому, когда ребенок ведет себя хорошо, по­хвалите его, скажите: «Ты очень хорошо себя вел, и я  смогла быстро приготовить ужин. Спасибо тебе». Дети любят, когда родители счастливы и довольны.

Сказка вместо наказания. Один из способов не на­казать, а понять причины «неправильного» поведения своего ребенка - сказкотерапия. Придумайте сказку, главный герой которой похож на вашего ребенка. До­ведите развитие сюжета до апогея, а потом, рассказы­вая о поступках героя, покажите, как найти выход, как общаться с окружающими, как попросить о помощи.Помимо этого, по ходу действия можно спрашивать мнение ребенка: «Как ты думаешь, почему мальчик, так себя ведет?», «Зачем он грубит?», «Почему он не слу­шается?» И то, что вы услышите от ребенка, поможет вам многое узнать и понять о нем, так как он скорее всего, будет рассказывать про себя.

Извинение перед ребенком, если вы что-то сделали не так. Извинение за собственное некрасивое поведение - один из лучших способов показать ребенку пример хорошего поведения и ответственности за свои действия.

К сожалению, домашнему насилию подвергаются не только дети, но и женщины со стороны своих мужей, которые выгоняют их из дома. Что делать женщине в этом случае?

 В учреждении «Костюковичский районный центр социального обслуживания населения» создана «Кризисная» комната.

«Кризисная» комната предоставляется: жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим от домашнего насилия, террористических актов, техногенных  катастроф и стихийных бедствий, лицам из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей.

Услуги «кризисной» комнаты оказываются гражданам старше 18 лет и семьям с детьми учреждением «Костюковичский районный центр социального обслуживания населения» независимо от места регистрации. Для заключения договора оказания социальных услуг граждане предоставляю письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.

Лицам из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, прибывшим в район при распределении по первому рабочему месту, услуги «кризисной» комнаты, оказываются на кратковременный период решения вопроса о предоставлении места проживания.

Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их  жизнедеятельности определяется по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителями.

Срок пребывания в «кризисной» комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.

В случае домашнего насилия, граждане могут обратиться к нам по адресу:г. Костюковичи, ул. Зиньковича 52, кабинет № 3 и кабинет №16, тел: 71-885,  23-434.Мы готовы Вас выслушать, поддержать и помочь принять необходимое для Вас решение. Анонимность и конфиденциальность гарантируется. Если беда случилась в вечернее или ночное  время, в выходной день, просим  обращаться за помощью в РОВД по телефону -102. Сотрудники милиции, с Вашего согласия, организуют транспортировку Вас и ваших детей в «кризисную» комнату.

 

 Людмила Пархоменко заведующий отделением

комлексной поддержки в кризисной ситуации